ru
                        
Выберите терминал вашего вылета
РУС РУС

Интервью компании Regstaer с Мартином Муди, The Moodie Davitt Report

13 октября 2017
Интервью компании Regstaer с Мартином Муди, The Moodie Davitt Report

Мартин Муди, основатель The Moodie Davitt Report, рассуждает о текущем состоянии дел в индустрии travel retail и duty free.

Каковы текущие тренды на рынке travel retail и duty free?

На рынке travel retail мы видим все больший акцент на местные продукты. То, что мы называем «ощущением места», становится все более важным для аэропортов и ритейлеров. Почему? Потому, что аэропорт – это первое, что Вы видите, когда приезжаете в страну и последнее что видите, когда покидаете ее. На мой взгляд, это замечательно, что многие аэропорты и ритейлеры стараются отразить город, регион и страну, в которой находятся. Так что локализация товаров – это очень заметный тренд.

Второй важный тренд – это дифференциация. В аэропорту фокус больше на эксклюзивные товары, товары, которые продает только Regstaer или товары лимитированных выпусков для duty free.  Это становится все важнее, так как это масштабный рынок. Для типичной компании, производящей косметику, этот сегмент составляет 10-12% от доходов по мировым оборотам. Следующий тренд – увеличение ассортимента и разнообразие товаров. Исторически рынок duty free состоял из алкогольной продукции, табака, парфюмерии и косметики, кондитерских изделий. Сейчас же аэропорты предлагают фантастический выбор игрушек, модной одежды и аксессуаров, как мы это видим сегодня во Внуково. Сегодня аэропорт становится большой коммерческой организацией. По всему миру давление на традиционные источники дохода аэропортов вынудило их совершенствоваться в вопросах коммерческих активностей, продаж, шоппинга, предоставления питания и напитков. И это именно тот сектор, который будет продолжать расти в будущем.

Каково место России на рынке duty free?

Исторически сложилось, что у России важное место сразу в двух смыслах. Во-первых, российские аэропорты сами по себе это duty free центры, очень быстро развивающиеся в последние годы. Первый раз я побывал в Москве в 1988 году, тогда был только один приемлемый магазин – Aerofirst, но duty free только зарождалось, и это было всего 30 лет назад. Сейчас мы наблюдаем качественную революцию. Магазины, которые я вижу сегодня, первоклассные, такие же как  Вы можете встретить и в любом другом аэропорту в отношении ассортимента, предложений, локальных продуктов. И речь не только о duty free, но и о duty paid на внутренних линиях. Во-вторых – российский рынок очень большой и находится под давлением из-за экономического кризиса, но с точки зрения доходов очень значим. И это касается не только продаж в стране, но и россиян, путешествующих по миру. Российские путешественники фундаментально важны и традиционно находятся среди числа с наибольшими тратами в duty free на мировом уровне.

Как вы думаете, оправился ли рынок после резкого колебания валют в мире, что в последние годы сказывалось на прибыльности сектора?

Я думаю, он все еще в процессе восстановления, но еще не полностью восстановлен. Никакой рынок не смог бы выдержать такой удар. Курс валют играет ключевую роль для рынка duty free по всему миру. Когда Вы путешествуете заграницу, важно насколько сильны деньги в вашем кармане, какова их покупательная сила. Если Ваша покупательная способность опустошена, как было в случае с рублем, это нанесет немедленный удар по рынку. Мы видим это по всему миру, курс валюты – является крупнейшим диктатором структуры потребления той или иной национальности во всем мире. В Британии с начала ситуации с Брексит фунт сильно ослаб, но продажи в Хитроу выросли из-за того, что цены стали привлекательными для всех остальных.

Что вы думаете о развитии продаж товаров с оплаченной пошлиной (duty paid) в России?

Я только знакомлюсь с состоянием дел. Я и не подозревал, что этот сектор развит настолько хорошо, насколько я смог увидеть во Внуково. Продажа товаров с оплаченной пошлиной в зоне внутренних рейсов является очень хорошей возможностью. Путешественник остается путешественником, вне зависимости от того, едет ли он за рубеж или путешествует внутри страны, он будет совершать покупки в аэропорту. Так что все зависит от качества предложения, и в таких странах как Россия, Индия, Китай мы видим, что продажи duty paid становятся все более важными, качество растет, а люди занимаются шоппингом. Это отличная возможность как для ритейлеров и аэропортов, так и для покупателей.

Какие впечатления у вас оставило обустройство аэропорта Внуково и терминала?

Из того, что я видел, я могу сделать вывод, что это отличный аэропорт. Он чистый, современный, с отличным предложением для разнообразного шоппинга. Мне нравится, что очевиден сильный локальный акцент. Я впечатлен магазином Russian House. Одно из моих критический замечаний в оценке аэропортов заключается в следующем – если вы инопланетянин, упавший из космоса в один из множества аэропортов в мире, вы посмотрите по сторонам и спросите себя: «Где я?». Здесь, во Внуково, Вам понятно, что находитесь в Москве. И это впечатлило меня. Мне показалось, что зона с едой и напитками очень хороша, если судить по тому, что я видел. А это очень важно! Исторически сложилось, что эти категории всегда были плохо развиты, особенно в России. Сегодня мое первое впечатление очень положительно. Терминал ощутимо лучше, чем большинство американских аэропортов. Множество американских аэропортов, по сути, аэропорты третьего мира, в них нет места, где приятно проводить время за редким исключением вроде аэропорта Сан-Франциско. Внуково первоклассный аэропорт и очень впечатляет в части дизайна, пространства, чистоты. Также он удобен в части посадки и высадки пассажиров. И это то ради чего аэропорты существуют, то о чем мы не должны забывать. Лучшие в мире аэропорты стараются создать положительный потребительский опыт.

Какое влияние интернет окажет на сектор travel retail в будущем?

С моей точки зрения, это самый большой вопрос, на который предстоит ответить бизнесу travel retail во всем мире. Я думаю, что отчасти это опасность и одновременно возможность для развития. На протяжении многих лет ритейлеры в аэропортах прятали голову в песок, когда речь заходила про электронную коммерцию. Возможно, они не ожидали, что ее развитие будет столь быстрым, как это произошло на практике. Мы видели, как интернет оказал опустошающее влияние на ритейлеров на внутреннем рынке во многих странах. Сейчас мы не наблюдаем, чтобы рынок в аэропортах падал, он на удивление продолжает расти на мировом уровне. Мне кажется, что сообщество travel retail должно принять электронную торговлю не как опасность, а как возможность, потому что это гарантированный сегмент пассажиров. Вы знаете, что пассажиры полетят из Вашего аэропорта, а пассажиропоток будет расти следующие 12 лет. Все прогнозы говорят нам об этом. Электронная торговля, цифровые технологии и социальные медиа дают возможность связаться с покупателями заранее, еще на стадии бронирования билета или просмотра табло вылетов. А также дают возможность купить онлайн, оформить предзаказ и получить его по прилету. В некоторых странах, хорошим примером которых является Южная Корея, онлайн часть сектора оценивается в 20 процентов от всего бизнеса travel retail. Я думаю, аэропорты смогут предложить наилучшее сочетание онлайн и оффлайн покупок.

Ожидается, что сектор travel retail будет расти, как и поток пассажиров. Что можно ожидать от будущего?

Если говорить в общем, то будущее очень светлое для сектора travel retail. Большинство движущих сил работают в пользу сектора. Количество потенциальных покупателей будет ощутимо расти по всему миру на протяжении следующих лет. В дальнейшем мы увидим более профессиональный подход к обслуживанию пассажиров, предоставлению им больших впечатлений. Если вы вкладываете в развитие продаж, вы получите большую прибыль, и мы видим это повсеместно. Аэропорты стали более ориентированными на коммерцию, чем были раньше, потому что у них нет другого выбора, но они также задумываются о создании потребительского впечатления. Результаты многих исследований показывают, что если предложения питания в аэропорту недостаточно хороши, то потребительское восприятие всего аэропорта будет негативным. То же самое касается магазинов. Это становится важным для аэропорта с точки зрения получения прибыли и репутации. Если говорить о сильном росте влияния определенных национальностей, таких как китайские пассажиры – пока мы видим только вершину айсберга. Они будут двигать индустрию на протяжении многих лет.

Как Кубок мира по футболу окажет влияние на развитие аэропортов в стране и какой эффект это даст для сегмента travel retail.

Кубок мира, несомненно, будет отличным событием для России и ее туристической индустрии. Аэропорты и авиационный сектор часть этой индустрии, так что развитие инфраструктуры скажется на стране положительно. Важные спортивные события действительно играют большую роль в улучшении инфраструктуры и сосредоточении на туризме. Россия – удивительная страна и все мировое внимание будет приковано к ней. Люди из разных стран будут стекаться в страну, так что это хорошо.  Очевидно, что это будет хорошо для ритейлеров, но я не уверен, что между ними будет битва. Футбольные болельщики не всегда самые активные покупатели в мире. Существует достаточно примеров, когда ритейлеры оказывались в выгодном положении, но не таком хорошем, как ожидалось, ввиду специфики посетителей. Мне кажется, чемпионат станет отличной возможностью представить Россию и продавать российские товары. Я считаю, это одно из обязательств торговли в аэропорту – она должна популяризировать товары своей страны.

 

Последние новости